Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кощинская средняя школа Смоленского района Смоленской области (МБОУ Кощинская СШ)
О школе
Дата создания образовательной организации: 04.08.2020
Тип образовательной организации:
- начальная общеобразовательная школа
- основная общеобразовательная школа
- средняя общеобразовательная школа
История школы
Школа в деревне Кощино существует со второй половины 19 века. Сначала была церковно-приходская школа (4класса), потом школа Министерства Просвещения (6 классов).
После революции создана семилетняя школа. Во время войны школа находилась в деревне Лучинка.
Из воспоминаний учителя русского языка и литературы Валентины Ивановны Волковой: "В послевоенное время школа была снова переведена в деревню Кощино, где она находилась в приспособленном помещении. здание было барачного типа. Его построили из бревен двух деревенских изб, купленных где-то и привезенных в Кощино. Внутри находилось четыре класса и коридор. Учительская размещалась в маленькой комнатке с одним окном. Школа работала в две смены. В классах стояли длинные самодельные столы и лавки, за которыми сидели по 6 - 7 учеников. Освещалось помещение керосиновыми лампами. В классах училось 4 - 50 учеников, среди них много переростков, так как в годы оккупации школа не работала.
Директором школы был Андрей Владимирович Гавриленков. В школе работало восемь учителей. Андрей Владимирович вел уроки русского языка и литературы. До 1951 года завучем в школе работал Иван Матющенков, а потом на эту должность был назначен Павел Киреевич Савкин. Вокруг Кощино в это время существовало несколько начальных школ. В деревне Стрельники работал Абрам Осипович Попков, в Лучинке работала Валентина Иванова. В 1953 году они перевелись работать в Кощинскую школу. Абрам Осипович стал вести уроки истории и немецкого языка, а Валентина Ивановна была учителем начальных классов".
С 1959 года школа становится восьмилетней.
В 1960 году в Кощино было построено новое школьное здание. В нем уже было больше классов и занятия стали проводить в одну смену.
Образование и формы обучения
- начальная общеобразовательная школа
- основная общеобразовательная школа
- средняя общеобразовательная школа
Программа развития
Паспорт программы развития
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Кощинской средней школы Смоленского района Смоленской области
Наименование программы |
Программа развития школы на 2023- 2025 годы «Старт к успеху» |
Разработчики Программы |
Педагогический коллектив Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кощинской средней школы Смоленского района Смоленской области |
Исполнители программы |
Администрация школы, педагогический коллектив, родительская общественность, обучающиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кощинской средней школы Смоленского района Смоленской области |
Научно-методические основы разработки программы |
При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах. Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. В основу программы заложена следующая нормативно – правовая база:
|
Кем принята программа |
Педагогическим советом школы (протокол № 4 от 28.12.2022) |
С кем согласована программа |
Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области |
Цели и задачи программы |
Цель:
Задачи программы:
|
Приоритетные направления Программы |
|
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения |
|
Срок действия программы |
Январь 2023 г. – декабрь 2025 г. |
Этапы реализации программы. |
I этап – подготовительный (2023 г)- проведение самодиагностики в образовательной организации; подготовка локальных актов (дорожной карты); подготовка родительской общественности к изменениям в образовательной деятельности II этап - реализация мероприятий (2023 – 2024 гг.) - реализация направлений программы развития в соответствии с дорожной картой образовательной организации. III этап - обобщающий (2025 г.) - анализ и принятие управленческих решений по перспективе развития организации; подведение итогов работы приоритетных направлений программы развития. |
Структура Программы |
Содержание программы:
|
Объем и источники финансирования программы |
Бюджетное финансирование. |
Порядок управления реализацией Программы |
|
Организация и контроль за исполнением программы |
Администрация учреждения, Управляющий совет, Совет родителей, Совет учащихся. |
- ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
- Общая информация
Полное наименование в соответствии с Уставом |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кощинская средняя школа Смоленского района Смоленской области |
Юридический адрес |
214513, Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Кощино, ул. Дружбы, д.27 |
Фактический адрес |
214513, Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Кощино, ул. Дружбы, д.27 |
Телефон, факс |
8(4812)472049, e-mail: kochino2014@yandex.ru cайт: http://koshino.edusite.ru/ |
Учредитель |
Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области |
Свидетельство о государственной аккредитации |
№ 1710 от 11.12. 2014 |
Лицензия на право ведения образовательной деятельности |
№ 4764 от 26.11.2014 |
Характеристика образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении |
МБОУ Кощинская СШ осуществляет образовательный процесс, реализуя следующие образовательные программы:
|
Тип и характеристика здания образовательного учреждения |
Общие характеристики ОУ: школа располагается в типовом здании, рассчитанном на 422 места. Площадь всех помещений составляет 4334,9м2. В наличии все виды благоустройства. Имеются спортивный и тренажерный залы, спортивная площадка, учебная мастерская, школьная библиотека. При школе есть учебно-опытный земельный участок – 0,5 га. Продукция, выращенная учащимися, поступает в школьную столовую, которая рассчитана на 114 посадочных места. Классных комнат, включая учебные кабинеты и лаборатории, - 21, их площадь 1584 м2. Не в полной мере, но в кабинетах имеются технические средства обучения: компьютеры, телевизоры, ноутбуки, мультимедийные доски, проекторы. Имеется аппаратура для проведения внеклассных мероприятий. Обучение учащихся организовано по кабинетной системе. Кабинеты пополняются наглядными пособиями. |
Характеристика контингента учащихся |
На 28.12.2022 г. Количество обучающихся в школе составило 179 чел. Количество классов – 11. |
Режим работы учреждения |
Школа работает в одну смену при 5-дневной учебной неделе. Продолжительность уроков – в 1 классе в 1 полугодии – 35 минут, во втором полугодии – 40 минут; во 2-11 классах - 45 минут. Обеспечена занятость учащихся по интересам во второй половине дня в рамках дополнительного образования и курсов внеурочной деятельности. На конец 2022 года дополнительное образование представлено 13 объединениями, внеурочная деятельность – 20 объединениями. |
Формы получения образования |
Помимо основной формы получения образования в школе есть возможность получить образование в форме семейного, домашнего и дистанционного обучения. |
Количество педагогических кадров |
Всего педагогических работников, имеющих категорию - 20. Из них: 5- высшую; 5-первую. |
Материально-техническая база образовательного учреждения |
В школе есть:
Школа оснащена системой видеонаблюдения, при входе в школу оборудована контрольно-пропускная зона. |
-
- Характеристика педагогического персонала
Процесс обучения и воспитания осуществляет 20 педагогических работников: 1 директор, 2 заместителя директора,1 преподаватель-организатор ОБЖ, 1 социальный педагог, 1 педагог-психолог, 1 старшая вожатая, 13 учителей.
Образование, кол-во работников |
Наличие квалификационных категорий, кол-во работников |
Стаж работы, кол-во работников |
Высшее – 18 чел. |
Высшая – 5 чел. Первая – 5 чел. |
До 5 лет – 4 чел. |
Среди педагогического состава есть учителя, отмеченные наградами:
- Почетный работник общего образования РФ – 1 работник;
- Почетная грамота Министерства образования РФ – 3 работника;
В Школе сформировалась система корпоративного повышения квалификации и стимулирования профессионального роста педагогов в рамках плана реализации федерального проекта «Учитель будущего». За последние 3 года 100% членов педагогического коллектива прошли курсовую подготовку по разным направлениям обучения.
Регулярно проводятся тематические педагогические советы, психолого-педагогические семинары, работают методические объединения, в течение учебного года проходят смотры методического мастерства, на которых учителя активно делятся опытом работы на открытых уроках, курсах внеурочной деятельности, мастер-классах. Учителя участвуют в конкурсах педагогического мастерства по изучению и распространению инновационного педагогического опыта.
1.3 Характеристика семей
По результатам мониторинга создан социальный паспорт, в котором отражается социальный статус семей обучающихся. Социальный паспорт является важным вспомогательным документом информационного характера, который отражает общественно-экономическое состояние детей в классе и их родителей по ряду параметров.
Социальный статус семьи:
полные семьи- 126
неполные семьи- 30
матери (отцы)- одиночки- 13
семьи, имеющие детей-инвалидов- 1
многодетные семьи- 34
семьи, имеющие опекаемых детей - 1
На основе полученных данных выявлялись проблемные семьи и обучающиеся, нуждающиеся в защите их интересов. Определялся комплекс мер и мероприятий по защите прав ребенка или улучшению жизненных условий. Выполнялась работа по решению выявленных проблем.
Так, в МБОУ Кощинской СШ при выявлении семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, оказывалась помощь в преодолении различного рода проблем на трех уровнях:
- помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители (законные представители), родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель);
- службы сопровождения (школьный педагог-психолог, социальный педагог);
- специалисты других организаций и служб муниципалитета.
Вывод: своевременное изучение социальных характеристик семей и общественно-экономического состояния детей способствует созданию доверительных, конструктивных отношений и предупреждению проявлений отклоняющегося поведения.
-
- Сведения об обучающихся. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся – статистика показателей за 2020–2022 годы
№ п/п |
Параметры статистики |
2019–2020 |
2020–2021 |
2021–2022 |
1 |
Количество детей, обучавшихся на конец учебного года, в том числе: |
174 |
185 |
169 |
– начальная школа |
74 |
86 |
81 |
|
– основная школа |
83 |
85 |
79 |
|
– средняя школа |
17 |
14 |
9 |
|
2 |
Количество учеников, оставленных на повторное обучение: |
|||
– начальная школа |
– |
– |
– |
|
– основная школа |
– |
– |
- |
|
– средняя школа |
– |
– |
– |
|
3 |
Не получили аттестата: |
|||
– об основном общем образовании |
– |
– |
– |
|
– среднем общем образовании |
– |
– |
– |
|
4 |
Окончили школу с аттестатом с отличием: |
|||
– в основной школе |
2 |
- |
1 |
|
– средней школе |
1 |
- |
3 |
Вывод: Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ сохраняется, при этом стабильно растет количество обучающихся школы.
1.5 Взаимодействие учреждения с социальными партнёрами
Социум школы представляет собой микро- и макроосреду. Микросреду составляют семьи воспитанников и учащихся. Статистические сведения о социальном статусе семей свидетельствуют о сохранении высокого показателя численности многодетных и социально незащищенных семей (семьи, в которых оформлена опека, имеются дети-инвалиды).
Макросреду или макроокружение представляют различные организации, взаимодействие с которыми позволяет реализовать модель, основанную на интегративной связи образования, науки и социальных структур:
- администрация Кощинского сельского поселения;
- детский сад «Русь»;
- детская школа искусств;
- Дом культуры;
- сельская библиотека;
- врачебная амбулатория;
- Смоленский районный Дом школьника;
- средне-специальные и высшие учебные заведения г. Смоленска и Смоленского района.
Основные направления работы:
- реализация непрерывности образования;
- совместная (коллективная) деятельность;
- сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях;
- формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.
С вузами и ссузами наладили партнерские взаимоотношения: проводим совместные мастер-классы, экскурсии в лаборатории и мастерские, круглые столы.
Сотрудничество с сельскими ДК и библиотекой, школой искусств позволяет обеспечить возможность получения дополнительного образования, реализовать индивидуально-дифференцированный подход к развитию детей, удовлетворить потребность детей в социальной активности. Совместно с ними школа проводит литературные и культурно-познавательные мероприятия.
-
- Характеристика здоровья школьников
Деятельность по формированию здоровьесберегающей среды. Здоровьесберегающие технологии пронизывают весь образовательный процесс. Педагогический коллектив много работает над созданием положительного эмоционального настроя на уроке, оптимального темпа ведения урока, смены видов и форм деятельности (работа в группах, парах), проведение физкультминуток и динамических пауз, дифференцированного подхода на уроке с соблюдением санитарно-гигиенических условий (режим проветривания, питьевой режим и т.д.)
Педагогами школы постоянно проводятся следующие мероприятия с обучающимися во внеурочное время:
- экскурсии «Безопасный путь в школу»;
- встречи с сотрудником ГИБДД;
- флэш-моб «Здоровье – жизнь!»;
- акции «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»; «В интересах безопасности»; «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»;
- участие во всероссийских открытых уроках: урок «Спорт – это жизнь!»; «Будь здоров!»;
- Переменка здоровья.
Классные руководители инструктируют обучающихся по мерам безопасности на тематических классных часах: «Осторожно, грипп!»; «Информационная безопасность детей в сети Интернет»; «Инфекционные заболевания, их профилактика»; «Санитарно-гигиенические правила профилактики COVID 19», «Безопасное поведение в школе и общественных местах» и другие.
На общешкольных родительских собраниях (в том числе в онлайн формате) обсуждаются вопросы безопасности и здоровьесозидания, проводится родительский лекторий с участием специалистов Кощинской врачебной амбулатории. Родители обучающихся привлекаются к дежурству родительского патруля с целью пропаганды безопасности и культуры поведения на дороге.
Задача повышения профессиональной компетенции педагогических работников по вопросам здоровьесозидания - одна из приоритетных в деятельности методических объединений и службы сопровождения детей.
Вывод: при всех достижениях в решении задач здоровьесбережения и создания здоровьесозидающей и безопасной среды у педагогического коллектива есть потенциальные возможности ее совершенствования:
а) активнее использовать здоровьесберегающие технологии;
б) работать над улучшением морально-психологического климата в школе;
в) укреплять санитарно-гигиеническую культуру совместно с детьми;
г) не допускать сбоев в организации питания;
д) совершенствовать систему физкультурно-оздоровительной работы;
е) соблюдать режим труда и отдыха.
-
- Характеристика системы воспитательной работы
Концепция школьной системы воспитательной работы. Главным приоритетом воспитания в школе является формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу образования, профессионализма, здорового образа жизни, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, экологическое благополучие.
Практическая реализация осуществляется в рамках направлений воспитательной работы через Программу воспитания, которые представлены в модулях «Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство», «Курсы внеурочной деятельности», «Школьный урок», «Самоуправление», «Школьные общественные объединения и организации», «Экскурсии», «Профориентация», «Организация предметно-эстетической среды», «Работа с родителями», «Профилактика и безопасность»
В школе организован и действует школьный отряд ЮИД «Дорожный патруль», юнармейский отряд «Патриот», волонтерский отряд «Солнышко», ДОО «Мы-гагаринцы», краеведческий музей.
Вывод: в личностном развитии школьников за 2021/22 учебный год отмечается устойчивая позитивная динамика. Качество воспитательной работы находится на достаточно высоком уровне. Воспитательные мероприятия соответствуют поставленным целям и задачам рабочей программы воспитания.
-
- Социализация выпускников
Система профориентационной работы образовательной организации включает в себя деятельность по следующим направлениям:
- Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
- Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
- Социально-профессиональные пробы.
№ п\п |
Год выпуска |
Количество выпускников |
Колледж, техникум, ВУЗы |
Школа 10-11 классы |
1 |
2020 |
21 |
15 |
6 |
2 |
2021 |
26 |
22 |
4 |
3 |
2022 |
14 |
8 |
6 |
Вывод: профессиональная ориентация в образовательной организации представляет собой систему мер, способствующих социализации, профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.
-
- Информационное пространство
Информатизация образования является неотъемлемой частью информатизации общества. Переход современного общества к информационной эпохе развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста.
Информационное пространство образовательного учреждения – это требование времени, основной механизм формирования имиджа, сфера организационного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Важным элементом информационного пространства является сайт школы – визитная карточка образовательного учреждения в сети Интернет. Сайт имеет четкую структуру, удобную навигацию, современный дизайн.
Формированию информационного пространства способствуют школьные СМИ. Это ежемесячная газета «Переменка». Материалы для газеты готовят участники школьного самоуправления.
Школьные новости мы публикуем на нашей странице в ВКонтакте и Одноклассниках.
Огромный шаг вперед – внедрение ресурса «Электронный дневник». Внедрение «Дневника» помогает не только фиксировать учебные достижения учащихся и автоматизировать процесс составления отчетов, но общаться с родителями и учащимися через Интернет.
Мы стремимся к тому, чтобы родители регулярно заходили в электронный дневник, своевременно реагировали на оценки и пропуски уроков, были в курсе происходящих событий, что помогло бы им вместе с учителем и классным руководителем выстроить траекторию личностного роста своего ребенка. Для этого используются чаты в мессенджерах
Современному учителю необходимо идти в ногу со временем, совершенствоваться профессионально, повышать информационную компетентность. Владение ИТ-технологиями позволяет обмениваться информацией с коллегами, создавать документы общего доступа и работать с ними, использовать электронные сетевые ресурсы, публиковать свои статьи, обсуждать проблемы, вместе с учениками участвовать в разнообразных интернет-проектах, конкурсах и олимпиадах, которые предлагаются сегодня.
Вывод: единое информационное пространство школы выполняет информационную, образовательную и коммуникативную функции за счет:
-
- наличия единой для всей школы базы данных, содержащей информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса (сведения о сотрудниках, учащихся и родителях (законных представителях), учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т. п.);
- наличия у пользователей возможности общения между собой и доступа к общим ресурсам;
- наличия среды, в которой сотрудники школы и учащиеся осваивают информационные и коммуникационные технологии.
-
- Характеристика достижений организации.
В 2021/2022 учебном году школа вошла в ТОП - 10 школ Смоленского района, показавших высокие образовательные достижения. В ТОП-10 школа входит уже пять лет подряд.
- Проблемно-целевой анализ работы по реализации Программы развития школы
Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала:
- результативность реализации программы развития школы «Школа для всех и для каждого» на 2018-2021 гг.;
- потенциал развития школы на основе SWOT–анализа возможностей и проблем образовательной организации;
- возможные варианты развития.
Основания для разработки программы развития школы по итогам SWOT-анализа
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала |
Оценка перспектив развития в соответствии с изменениями внешнего окружения |
||
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Благоприятные возможности (O) |
Угрозы (T) |
|
|
|
|
Конкурентные преимущества, необходимость решение целей и задач, стоящих перед современной школой активизируют потребность в разработке Программы развития школы.
3. Концепция Программы развития школы
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
В основу программы заложена следующая нормативно – правовая база:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Концепция «Школа Министерства просвещения Российской Федерации», разработанная Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт управления образованием Российской академии образования» (проект);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом МОН РФ от 6 октября 2009 г. № 373)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом МОН от 17 мая 2012 г. № 413)
- Паспорт национального проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 03.09.2018 г. № 10).
- Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального
проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203.
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827.
- Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные
распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
- Устав школы.
Настоящая Программа развития школы (2023-2025 гг.) продолжает основные идеи предыдущей Программы на новом этапе развития школы. Нашими главными аргументами в условиях конкуренции являются гарантия доступности образования для всех и удовлетворение образовательных запросов самого разного уровня, используя для этого все возможности базового и дополнительного образования.
Содержательно стратегия развития образования опирается на новую модель качества образования, отвечающего критериям международных исследований по оценке уровня подготовки обучающихся, и привлечение новых ресурсов, обеспечивающих достижение этого качества образования. Новая модель качества образования является компетентностной характеристикой образовательной деятельности обучающихся, оценивающей способность ребенка к использованию полученных знаний в организации его жизнедеятельности.
К новым ресурсам развития образования относятся:
- компетенции самостоятельной образовательной деятельности обучающихся в системе общего и дополнительного образования;
- возможности онлайн-образования;
- подготовка родителей как компетентных участников образовательных отношений.
Программа развития школы предназначена для удовлетворения потребностей:
- обучающегося - в освоении познавательных и ценностных основ личности и профессиональном самоопределении; в расширении познавательного и культурного пространства, в широком общении, в самопознании, самореализации;
- родителей – в получении их детьми качественного образования, позволяющего продолжение образования в выбранной области деятельности, сохранении здоровья, в развитии способностей ребенка, в создании комфортной психологической ситуации в школе с учетом индивидуальных особенностей;
- социальных партнеров – в формировании здорового поколения современно мыслящих, образованных молодых людей, способных к сохранению и воспроизведению культуры в различных областях деятельности.
Порядок управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы развития школы осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы. Непосредственное управление осуществляет Директор школы через своих заместителей.
Администрация, педагогический коллектив, родительская общественность, учащиеся организуют выполнение работ по реализации Программы.
Реализация Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- Перечня первоочередных работ с распределением (разграничением, определением) направлений деятельности исполнителей, источников и объема финансирования, вытекающих из системы мероприятий Программы.
- Координационного плана действий по реализации программы.
Организация и контроль за исполнением программы
Ход исполнения мероприятий Программы регулярно заслушивается на заседаниях педагогического совета школы. Заседания проводятся по завершении каждого этапа реализации Программы.
Основные направления деятельности, намеченные Программой, осуществляются в соответствии с перечнем мероприятий, в котором определены конкретные мероприятия и сроки их выполнения.
Формы работы по реализации программы:
- Лекционно-практические занятия в рамках методической учебы.
- Круглые столы.
- Межшкольные и школьные научно-практические конференции.
- Взаимопосещение уроков с последующим самоанализом и анализом.
- Открытые учебные занятия и воспитательные мероприятия.
- Творческие отчеты и презентации педагогов.
- Проведение различных диагностических процедур по различным направлениям педагогической деятельности.
- Отчеты проблемных и творческих микрогрупп.
- Создание системы мониторинга образовательной деятельности.
- Совместные «Круглые столы» с воспитателями детского сада.
- Открытые уроки педагогов школы для воспитателей ДОУ и открытые развивающие занятия воспитателей ДОУ для учителей школы.
- Экскурсии учащихся в учебные заведения города, участие в совместных мероприятиях со студентами учебных заведений.
- Участие в творческих конкурсах, предметных олимпиадах.
- Санитарные рейды, субботники по уборке территории и помещений школы (в т.ч. и с привлечением родителей учащихся).
- Организация подвижных перемен.
- Использование на уроке здоровьесберегающих элементов (смена видов деятельности, физпаузы, пересаживание, использование ИКТ и др. технологий, предполагающих движение по классу).
- Организация работы спортивных секций, начиная с 1 класса, в том числе с участием родителей.
- Организация работы тренажерного зала.
- Участие в спортивных соревнованиях различного уровня.
- Проведение классных часов (бесед, проективных игр).
- Издание газет.
- Дискуссии, обсуждения статей, передач.
- Мероприятия по медицинскому осмотру школьников совместно с медицинскими учреждениями.
- Плановая вакцинация.
- Сезонные мероприятия по профилактике инфекционных и простудных заболеваний.
- Инструктажи. Изучение нормативных документов. Разработка локальных актов.
- Экскурсии в подразделения МЧС.
- Беседы, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений.
- Оснащение школы средствами пожаротушения и индивидуальной защиты.
- Конкурсы, соревнования по ОБЖ, ПДД.
- Проведение учений. Оформление стендов.
- Организация цикла бесед («Родительский всеобуч»).
- Анкетирование, опросы родителей по проблемам совершенствования учебно-воспитательного процесса.
4. Цели и задачи
Целью Программы является:
- оптимизация условий для обеспечения доступности качественного образования и воспитательно-образовательной среды, для каждого обучающегося независимо от социальных и экономических факторов: места проживания, положения и состава семьи, ее материальной обеспеченности и т.д.
Миссия школы: создание образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании и воспитании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса.
Задачи программы:
- расширить образовательные возможности для учащихся через многопрофильность и вариативность образовательных программ общего и дополнительного образования;
- внедрить новые технологии, развивающие инновационное, самостоятельное, критическое мышление; современный модульный курс «Технологии» - платформы технологического образования, кластер формирования метапредметных результатов образования;
- оптимизировать систему дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с целью повышения эффективности их использования;
- повысить качество и доступность образовательного процесса посредством использования современных образовательных технологий, ИКТ, совершенствования единой информационной системы «Цифровая среда», развития проектной и исследовательской деятельности, модели инклюзивного обучения;
- оптимизировать модель ВСОКО, позволяющую эффективно работать с образовательными результатами оценочных и мониторинговых процедур;
- оптимизировать систему повышения квалификации педагогических работников школы в соответствии с Профессиональными стандартами;
- содействовать повышению профессиональной компетентности учителя через систему наставничества;
- создать условия для взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
- поддерживать развитие школьного самоуправления, наставничество, общественные инициативы и проекты, и том числе в сфере добровольчества (волонтёрства);
- совершенствовать формы и методы системы духовно-нравственного развития и воспитания ребенка как будущего гражданина России во взаимодействии с семьей и социумом;
- усилить взаимодействие с семьями обучающихся в процессе создания социальной среды развития, активизации позиции родителей как участников образовательного процесса;
- формировать комфортную, здоровьесберегающую образовательную среду, способствующую привитию культуры здорового образа жизни;
- обеспечить эффективность управления образовательным учреждением, развивать системы государственно-общественного управления школой;
- расширить модель социального партнерства за счет взаимодействия с образовательными, общественными и культурно-досуговыми организациями, с социальными партнерами по развитию доступной развивающей среды;
совершенствовать материально-техническую базу школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
- Этапы реализации программы.
I этап – подготовительный (2023 г)- проведение самодиагностики в образовательной организации; подготовка локальных актов (дорожной карты); подготовка родительской общественности к изменениям в образовательной деятельности.
II этап - реализация мероприятий (2023 – 2024 гг.) - реализация направлений программы развития в соответствии с дорожной картой образовательной организации.
III этап - обобщающий (2025 г.) - анализ и принятие управленческих решений по перспективе развития организации; подведение итогов работы приоритетных направлений программы развития.
- Деятельность в рамках программы развития.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и предусматривает реализацию следующих долговременных проектов развития образовательной системы школы:
- Знание: качество и объективность
- Здоровье.
- Творчество.
- Воспитание.
- Профориентация.
- Учитель.
- Школьный климат.
- Образовательная среда.
- Реализация проекта «Знание: качество и объективность» обеспечивается за счет осуществления программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- Разработка и применение единых примерных рабочих программ, единого календарно-тематического планирования.
- Расширение образовательных возможностей для учащихся через многопрофильность и вариативность образовательных программ общего и дополнительного образования
- Оптимизация модели ВСОКО, позволяющей эффективно работать с образовательными результатами оценочных и мониторинговых процедур.
- Выработка единых рекомендации по контрольным работам и домашним заданиям.
- Совершенствование системы внеурочной деятельности.
- Совершенствование проектной и исследовательской деятельности.
- Оптимизация системы дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с целью повышения эффективности их использования.
- Повышение качества и доступности образовательного процесса посредством использования современных образовательных технологий, ИКТ, совершенствования единой информационной системы «Цифровая среда».
- Организация и внедрение сетевой формы обучения.
- Развитие системы наставничества.
- Внедрение новых технологий, развивающих инновационное, самостоятельное, критическое мышление; современного модульного курса «Технологии» - платформа технологического образования, кластер формирования метапредметных результатов образования.
- Развитие методической службы школы.
- Реализация плана мероприятий по развитию инклюзивного образования.
- Реализация проекта «Здоровье» обеспечивается за счет реализации следующих программных мероприятий:
- Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности;
- Формирование у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;
- Пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- Изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение;
- Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;
- Четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- Формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
- Развитие здоровой, комфортной и безопасной образовательной среды;
- Организация здоровьесберегающей среды в школе;
- Воспитание у обучающихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- Привлечение родителей к решению вопросов оздоровления детей и планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- Формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- Формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности.
- Реализация проекта «Творчество»:
1. Формирование системы социально-психологической поддержки творческих и способных детей.
2. Совершенствование системы выявления и сопровождения творческих детей.
3. Осуществление педагогического сотрудничества, раскрытие талантов через творчество, воспитание чувств, духовное обогащение личности.
4. Разработка направлений работы по выявлению и поддержке творческих детей.
5. Совершенствование форм и методов взаимодействия семьи и школы с целью развития творчества учащихся.
6. Поиск форм и методов вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность и дополнительное образование.
7. Мотивация к участию в районных, областных, международных конкурсах, конференциях, организация и проведение спортивных мероприятий и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, развивающих практик в летнем оздоровительном лагере, совместных мероприятий с родителями учащихся.
8. Создание условий для взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.
- Реализация проекта «Воспитание» обеспечивается за счет осуществления следующих программных мероприятий:
- Реализация Рабочей программы воспитания.
- Исполнение календарных планов воспитательной работы.
- Повышение квалификации педагогических работников в сфере воспитания.
- Реализация проекта «Профориентация» обеспечивается за счет реализации следующих программных мероприятий:
- Организация системы профессиональных проб в разных профессиях.
- Тематические экскурсии и события с участием профессиональных сообществ, бизнеса.
- Участие в Программе «Билет в будущее».
- Реализация сетевых программ профориентации совместно с колледжами, вузами.
- Психологическое и тьюторское сопровождение выбора профессии.
- Вовлечение семьи в профориентационный процесс.
- Реализация проекта «Учитель» обеспечивается за счет реализации следующих программных мероприятий:
- Развитие и повышение квалификации педагогов.
- Создание школьной педагогической команды.
- Методическое сопровождение педагогического состава.
- Совершенствование системы наставничества.
- Поддержка участия педагогов в конкурсном движении.
- Развитие системы материального и нематериального стимулирования.
- Реализация проекта «Школьный климат» обеспечивается за счет реализации следующих программных мероприятий:
- Создание психологического комфорта для всех (психолого-педагогическая служба (психолог, логопед).
- Пополнение материальной базы кабинета педагога-психолога для проведения коррекционно-развивающих занятий и проведения консультаций.
- Внедрение антибуллинговых программ.
- Создание зоны отдыха.
- Эмоциональная поддержка в период сдачи экзаменов.
- Создание креативного пространства (специальные наставники организуют конкурсы, фестивали, конференции, привлекают к подобной деятельности учеников, учителей, родителей
- Реализация проекта «Образовательная среда»
- Создание трансформируемого пространства, архитектурной доступности.
- Внедрение ЦОС (поддержка всех активностей).
- Расширение спектра работы объединений на базе Точки роста.
- Совершенствование материально-технической базы школьного театра «Капельки души».
- Поддержка функционирования школьного зимнего сада, пришкольного учебно-опытного участка.
- Функционирование «Белый интернет», ограничение использования мобильных телефонов.
- Совершенствование системы государственно-общественного управления.
- Создание комплексной безопасности.
- Создание библиотеки-медиацентра.
7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности
Программы развития
- созданы условия для развития школы, педагогический коллектив которой будет готов и способен к совершенствованию своих профессиональных компетенций, к развитию образовательного пространства школы;
- созданы условия для повышения качества общего образования путем организации на более высоком уровне работы с обучающимися, демонстрирующие высокие образовательные результаты;
- созданы единые нормативные методические документы для функционирования образовательных организаций;
- созданы новые управленческие механизмы, обеспечивающие устойчивую взаимосвязь организаций с социумом;
- созданы условия для притока молодых педагогов в систему общего образования в ОУ;
созданы эффективные механизмы действенного вовлечения в процессы образования всех категорий общества: государства, родителей, профессиональных и бизнес сообществ, средств массовой информации, общественных объединений и т.д.
Критериями количественной и качественной оценки результатов реализации и оценки ожидаемой эффективности программы являются:
№ |
Критерии |
Показатель эффективности |
1 |
Кадровое обеспечение образовательного процесса |
Оптимальная укомплектованность образовательного учреждения кадрами, соответствие квалификации работников учреждения занимаемым должностям. |
2 |
Обеспечение высокого качества обучения и воспитания |
1. Показатели успешности государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе в форме Единого государственного экзамена. 2. Количество обучающихся победителей и призеров олимпиад и конкурсов, проводимых на районном, региональном, федеральном, международном уровнях. 3. Количество выпускников, поступивших на бюджетные отделения в образовательные учреждения высшего профессионального образования. 4. Количество правонарушений среди обучающихся. 5. Реализация компетентностного подхода в образовании: а) формирование готовности обучающихся к осознанному выбору направления и формы получения профессионального образования; б) сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся. 6. Показатели успешности выполнения требований по освоению основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования: |
3 |
Обеспечение доступности качественного образования |
Создание условий, позволяющих обучающимся усваивать образовательные программы, обеспечивающие им успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями: а) наличие у родителей и обучающихся возможностей для выбора образовательной программы; б) соответствие квалификации педагогических кадров реализуемым образовательным программам; в) организация индивидуальной работы с обучающимися (одаренными, имеющими проблемы со здоровьем и т.п.). |
4 |
Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования |
1.Охват обучающихся (в процентах от общего количества: а) занятиями по дополнительным образовательным программам (не менее 90 %); б) занятиями в спортивных секциях (не менее 30%); 2.Количество образовательных программ дополнительного образования детей. 3. Количество спортивных секций. |
5 |
Эффективное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе |
Количество и виды современных педагогических технологий, используемых в образовательном учреждении в целом и по ступеням образования, в том числе: развивающего обучения; проектных методов обучения; информационно - коммуникационных технологий; здоровьесберегающих технологий и т.п. 2. Доля педагогов, эффективно использующих конкретные технологии |
6 |
Создание условий для сохранения здоровья обучающихся |
1. Обеспечение двигательной нагрузки обучающихся во время длительного пребывания в учреждении. 2. Принятие мер по предупреждению травматизма обучающихся в ходе проведения занятий и внеклассных мероприятий. 3. Внедрение курсов, направленных на формирование здорового образа жизни у обучающихся |
7 |
Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда в образовательном учреждении |
1. Соблюдение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, правил по охране труда. 2. Проведение мероприятий и принятие мер по антитеррористической защите образовательного учреждения. 3. Подготовка коллектива образовательного учреждения в области безопасности жизнедеятельности. |
Результаты оценки эффективности реализации Программы развития школы должны ежегодно оформляться в виде аналитического доклада директора школы.
8. Ресурсное обеспечение реализации программы развития и необходимые условия для устойчивой инновационной деятельности
Успех реализации программы зависит от различных факторов.
Факторами, способствующими или препятствующими достижению целей программы развития, являются следующие:
- нормативно-правовые,
- финансовые,
- материальные,
- кадровые,
- методические,
- мотивационные,
- временные условия работы школы.
1. Нормативно-правовые условия
Нормативное и правовое обеспечение развития школы направлено на формирование единой целостной нормативной и правовой базы. В рамках подготовки к реализации программы развития должен быть сформирован пакет нормативных документов, полностью обеспечивающих деятельность школы по программе, заключены необходимые договоры о сотрудничестве.
При необходимости – внесены изменения в Устав школы. Разрабатывается полноценная правовая основа для разделения основных и дополнительных образовательных услуг. Разрабатываются нормативные правовые документы, которые определяют: порядок организации научно-методической, информационно-технической деятельности, регламентацию сотрудничества в сфере образовательной деятельности; порядок регламентации отношений между субъектами образовательного процесса; порядок и механизм управления развитием школы; порядок определения нормы труда педагогических кадров, критерии оценки эффективности реализации программы развития школы.
2. Кадровые условия
Педагогический коллектив соответствует требованиям, способствующим полноценной реализации задач здоровьесбережения. Педагоги школы овладевают инновационными и здоровьесберегающими технологиями обучения, постоянно пополняют собственные знания.
Необходимо обеспечить планомерную подготовку педагогов к использованию мультимедийного оборудования, к применению обучающих компьютерных программ.
Педагогам создаются условия для получения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Дополнительное профессиональное образование преподавателей реализуется на непрерывной основе и включает в себя педагогическую подготовку, повышение квалификации, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации.
3. Методические условия
Повышению результативности методической работы в школе способствуют следующие факторы:
- систематическое пополнение учебно-методического комплекса школы;
- мотивация практически всех членов педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня;
- планомерное освоение большинством членов педагогического коллектива технологий современного урока с опорой на здоровьесберегающие требования;
- с учетом преобладания учителей с устоявшимися методами и приемами работы приоритетное использование проблемных и творческих групп как ведущей формы методической работы.
- Научно-методическое сопровождение развития школы направлено на разработку учебно-методической документации; методическое обеспечение учебных занятий; обобщение и распространение передового педагогического опыта; разработка мероприятий и предложений по совершенствованию образовательной деятельности; проведение педагогических (методических) экспериментов; осуществление мониторинга образовательного процесса; организацию выпуска методических сборников и выставок педагогической и методической литературы: проведение научно-практических конференций, семинаров, совещаний.
- Информационно-технические условия направлены на обновление знаний о современных методах и технологиях решения профессиональных задач; формирование банка данных о потенциальных участниках реализации образовательного процесса с использованием инновационных и информационных технологий и последних научных достижений; создание банка данных о передовом опыте в сфере управления и практической реализации на всех уровнях; формирование фонда методических и информационных материалов по приоритетным направлениям работы школы;.
- Мотивационные условия
В педагогическом коллективе сложился благоприятный морально-психологический климат. Он основывается на сознательной дисциплине всех работников школы, доброжелательном, объективном, требовательном отношении администрации ко всем сотрудникам, высокому уровню рефлексии педагогов. Этому же способствуют обоснованные целесообразность и планомерность организации и проведения целостного педагогического процесса, перманентность и сбалансированность контроля, гласность оценки труда всех работников со стороны администрации школы, возможность использования созданной в результате реализации программы спортивной базы.
- Временные условия
Для реализации программы в полном объеме необходимо сбалансированное расписание проведения уроков, занятий дополнительного образования так, чтобы использование материально-технических ресурсов школы было оптимальным.
В целом нормативно-правовые, финансовые, материальные, кадровые, методические, мотивационные и временные условия способствуют оптимизации образовательного процесса в школе и осуществлению данной программы развития.
- Финансовые условия
Штатное расписание полностью соответствует учебному плану школы. Выделенные ассигнования школой осваиваются полностью. При этом принцип рационального и экономного расходования бюджетных и внебюджетных ассигнований распространяется на все статьи расходов. Финансово-хозяйственная деятельность школы основывается на паритетных принципах экономии и педагогической целесообразности и способствует реализации задач программы. Вместе с тем, для реализации ряда положений программы необходимо привлечение дополнительных средств (обновление материально-технической базы, приобретение оборудования, оплата узких специалистов), которые могут быть получены от реализации платных дополнительных образовательных услуг, как спонсорская помощь или добровольные пожертвования.
- Материальные условия
Для внедрения информационных технологий обучения необходимо обновление и расширение мультимедийного оборудования, современного обучающего компьютерного программного обеспечения, компьютерной техники и соответствующего программного и учебно-методического материала.
Для организации инклюзивного образования необходимы: создание возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации, оснащение специальными учебниками, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, отвечающими особым образовательным потребностям детей.